Вернуться к обычному виду



Бобылов Ю.А. Специальные операции и технологическая модернизация России // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016, 684 с.: Краткий авторский комментарий, Содержание, Введение и Послесловие.

  

Бобылов Ю.А. Специальные операции и технологическая модернизация России // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016, 684 с.: Краткий авторский комментарий, Содержание, Введение и Послесловие.

Бобылов Ю.А. Специальные операции и технологическая модернизация России // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016, 684 с.: Краткий авторский комментарий, Содержание, Введение и Послесловие.

Изданную в Германии в начале 2016 г. монографию по экономической политике России можно считать «научной». Дело не в месте издания российской книги, а в её содержании и наличии научных рецензий. Половина работы посвящена особенностям технической и экономической внешней разведки, секретным специальным операциям для технологической модернизации России и реформированию соответствующих структур власти с учетом задач перехода к новой модели экономики России.

Автор акцентирует внимание нашего экономиста и управленца, особенно с опытом секретной работы, на применении на макроуровне тайных «специальных операций» в опоре на потенциал ФСБ, СВР, МВД и других силовых структур.
Для российской экономической теории, в том числе изучаемой студентами в МГУ, ВШЭ и др., здесь существенная новизна.

В монографии 5 крупных разделов: 1) Инновации в современной мировой конкурентной экономике; 2) Новые задачи стратегического планирования и промышленной политики России; 3) Особенности использования секретных управленческих технологий в работе государства и крупных частных компаний; 4) Миссии специальных операций для технологического рывка России; 5) История научно-технической разведки и специальных операций СССР и России. Есть пространные «Введение», «Послесловие» и «Список литературы» (155 наименований).

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Матвеев В.В., председатель редакционного совета журнала «Национальная безопасность и стратегическое планирование», д.т.н., к.э.н., проф., действительный член Академии военных наук, ПАНИ, АГП, почетный работник высшего профессионального образования;
Юданов А.Ю., д.э.н., проф. кафедры «Экономическая теория» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Глубоко символичен эпиграф к книге: «Нам приходится вас обманывать, чтобы сохранить Ваше доверие» (Мечислав Шарган).
Как автор я полагаю, что большой успешный бизнес редко соответствует нормам закона в любой стране.


Изданная монография имеет ряд положительных рецензий на дружественных автору сайтах Интернета.

Ниже впервые для источников Интернета приводится содержание книги с указанием страниц разделов и глав.

СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                                                               
Введение - 8
Раздел 1. Инновации в современной мировой конкурентной экономике - 17
1.1. К новой модели инновационной российской  экономики - 17
1.2.  Специфика «инновационной экономики» развитой страны мира - 33
1.3. Проблемы инновационного развития России на ближайшие годы - 48
1.4. Вопросы эффективной промышленной политики в России - 79
1.5. Организация  инновационного развития Израиля - 99
Раздел 2. Новые задачи стратегического планирования и промышленной политики России - 112
2.1. Инновационный опыт мировых промышленных компаний - 112
2.2. О вероятности создания в  России  мощного конкурента  Корпорации  «Intel»? - 130
2.3. Организация инновационного процесса по гражданской продукции  в крупных мировых компаниях - 139
2.4. «Специальные промышленные проекты» для модернизации России - 164
2.5. О возможном промышленном прорыве России по производству и экспорту гражданских грузовых дирижаблей - 190
Раздел 3. Особенности использования секретных управленческих  технологий в работе государства и крупных частных компаний - 209  
3.1.Специфика секретности в госаппарате России - 209
3.2. Тенденции секретности в современной России
с авторской точки зрения - 226
3.3. О секретности в российской науке: что делать нашим ученым? - 241
3.4. О секретности статей госбюджета России - 255
3.5.  Опасные управленческие инновации Минобрнауки РФ,
РИНЦ и ВАК - 263
3.6. О «Палате по государственной тайне»: есть свои сложности
и барьеры - 275
3.7. «Секретные изобретения»: есть угрозы миру и бизнесу - 285
Раздел 4. Миссии специальных операций для технологического рывка России - 295
4.1. Латентность в экономической  политике и политологии - 295
4.2. Специальные операции  для инновационных прорывов и ведения экономических войн - 316
4.3. Промышленные инновации и имитация товаров с большим
рыночным спросом - 336
4.4. Политология «смены экономической модели» России - 354
4.5 Экономическая война как новый раздел российской экономической
теории - 372
4.6. Планетарные проблемы развития и стратегии «геноцидных войн» - 409
4.7. Крупные корпорации и их система деловой конкурентной разведки - 431
4.8. Разведка для бизнеса и бизнес как разведка - 454
Раздел 5. История научно-технической разведки и специальных операций  СССР и России - 469
5.1. Научно-техническая разведка как жизненная необходимость инновационных процессов - 469
5.2.  Атомная разведка СССР и организующая роль Л.П. Берия - 497
5.3. Берия выбирал дело - 526
5.4. Новые кадры России как результат интеграции
высшей школы и спецслужб - 572
5.5. О разведывательных миссиях реформируемой  РАН
с участием СВР России - 594
5.6. Канадский писатель Робертсон Дэвис о специфике
шпионской работы - 635
Послесловие - 660
Список литературы - 667

Читателю предлагается для осмысления редкая умная тематика с погружением в проблемы, о которых порой можно устно говорить в своих кругах, но не совсем этично писать в публикациях для открытой печати. Но здесь границы «этичности», «дозволенности» и «правомерности» очень размыты и не явны. Можно так, а можно и иначе. Однако где-то рядом, как бы «нельзя».

В монографии есть уместная цитата от Джоржа Блейка, бывшего офицера английской разведки, по собственным убеждениям перешедшего на сторону советской разведки:«Когда выбираешь профессию разведчика, надо быть готовым ко лжи и обману, а если у кого-то есть сомнения на этот счет, то стоит подыскать другую работу. Потом в игру вступает другой важный психологический фактор. Офицеру разведки, любому разведчику по характеру своей работы приходится делать то, что в обыденной жизни приводит к столкновению с законом. Иногда приходится вскрывать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры, искать компроматы,…шантажировать. Все время приходится развращать людей, разными способами склонять их к нарушению закона и нелояльности по отношению к собственной стране и правительству поступкам».
По данным ВИКИпедии на 7 января 2016 г., Джордж Блейк (англ. George Blake, имя при рождении – George Behar, как сотрудник ИМЭМО – Георгий Иванович Бехтер; род. 11 ноября 1922, Роттердам). После разоблачения приговорён в Великобритании к 42 годам тюремного заключения. Имеет воинское звание «полковник» (КГБ СССР).

«Специальные операции» - это более объемное понятие, чем «промышленный шпионаж», и более важное для успешного крупного бизнеса.

К сожалению, автору не удалось издать информативную книгу в московских издательствах, не согласившись пойти на значительные изъятия фрагментов книги. Так, сомнения издателей вызвали 74 страницы про выдающегося организатора атомной промышленности СССР Л.П. Берия (с. 497-572 монографии). Этот политический деятель из узкого круга сподвижников И.В Сталина, все еще подается публике как«кровожадный убийца» и «маньяк» из НКВД. По мнению автора, здесь крупные фальсификации советской истории, организованные Н.С. Хрущевым.

Книга продается, но по цене 64,9 ЕВРО. Для покупки книги следует найти в системах ЯНДЕКС и GOOGLE наименование книги «Специальные операции и технологическая модернизация России».

Ниже автор приводит тексты «Введения» и «Послесловия».

"Введение (с. 8-16)

Читателям этой книги предлагается для осмысления редкая тематика с погружением в проблемы, о которых порой можно устно говорить в своих кругах, но не совсем этично писать в публикациях для открытой печати. Но здесь границы «этичности», «дозволенности» и «правомерности» очень размыты и не явны. Можно так, а можно и иначе. Однако где-то рядом, как бы «нельзя».
Так, меня не удивила критическая оценка Е.С. Лариной, члена Изборского клуба и эрудированного руководителя сайта структуры МВД России, работающей по тематике "информационных войн" и "конкурентной разведки" (Елена Ларина | hrazvedka hrazvedka.ru Обо мне Елена Ларина. Родилась, всю жизнь живу и работаю в Москве. Окончила Российскую экономическую Академию им. Г.В.Плеханова (экономист)...).
Цитирую письмо:
«Уважаемый Юрий Александрович! Директор издательства и рецензенты находятся в принципиально разных ситуациях. Один отвечает за все, вторые по большому счету - ни за что. В сегодняшних условиях издательства боятся всего, что может создать им проблемы с соответствующими структурами. В той редакции, которую видела я, такие проблемы, безусловно, могут возникнуть. В ситуации, когда нас и так отовсюду гонят, рекомендации обучать всех, в т.ч. гражданских специалистов, не вообще корпоративной научно-технической разведке, а по сути промышленному шпионажу, выглядят крайне неуместными. Если Вы оставите в книге все как есть, но поменяете терминологию, заменив "промышленный шпионаж" на "корпоративную научно-техническую разведку" и объясните, что последняя включает в себя не только разведку по открытым источникам, но и навыки работы на конференциях и т.п., то все это вполне в рамках законодательства и государственной политики. Если же Вы будете настаивать на "промышленном шпионаже", то, по моему мнению, книга не будет напечатана вообще.
С уважением, Ларина Елена". (14 ноября 2015 г.)».
Это мнение не удивило, поскольку в 1999-2015 гг. мной было опубликовано в открытой российской печати около 30 научных статей, в которых учитывались как внешние, так и внутриполитические факторы секретности или закрытости управленческой, научной и экономической информации. Также при этом учитывалось наличие несомненного внешнего и внутреннего «врага» или опасного «конкурента». В 2016 г. уже вокруг страны – лишь «враждебный мир». И сама же Россия – вновь странная, полуразрушенная экономически и инновационно и, что хуже всего, – непонятная в своих имперских претензиях к миру.
С 1991 г. автор оставил секретную научно-исследовательскую работу в интересах развитияВПК СССР. Далее не было работы, требующей допуска ФСБ России к государственной тайне РФ.
Знатоку российских гостайн и идеологии засекречивая научно-технической или экономической информации, однако, не трудно порой обнаружить такие тайны в российских газетах и журналах, чтобы далее их анализировать и делать нужные рекомендации. Эта книга написана с использованием сотен открытых источников информации. Формально все, что следует ниже, не является тайной.
Начав с 1999 г. активно публиковать по тематике ФЗ «О государственной тайне» (1993 г. с изменениями и дополнениями) автору пришлось аутсайдером вторгнуться на поле деятельности ФСБ России и Гостехкомиссии (ныне ФСТЭК), почувствовать новую российскую специфику взаимоотношений между законодателем, исполнителем этого федерального закона и бывшим или действующим секретоносителем.
В ходе этой специфической исследовательской деятельности появился целый цикл оригинальных интересных статей («Военная мысль», «Свободная мысль», «Обозреватель», «Мир и безопасность», «Национальная безопасность и геополитика России», «Вопросы экономики», «Российская газета», «Российское военное обозрение», «Независимое военное обозрение», «Военно-промышленный курьер», «Атеней», «Национальная оборона», «Атомная стратегия XXI» и др.). Кажется, удалось вполне толково писать о коллизиях секретности в России и давать некоторые рекомендации по идеологии секретности в сфере науки, экономики и финансов. Но это стало возможным в силу богатой аналитической практики 15 лет работы в особо секретных НИИ Миноборонпрома СССР, кремлевской Военно-Промышленной комиссии Президиума Совмина СССР (1981-1987 гг.) и Минэлектронпрома СССР, а также специфической исследовательской внешнеторговой работы в 1999-2009 гг. во ВНИЭРХ Росрыболовства по тематике эффективного присоединения России к Всемирной Торговой Организации и минимизаций возможных экономических потерь для морского рыболовства, рыбообработки и внешней торговли.
Полезны и поучительны доверительные личные контакты с более искушенными в тайнах и служебных интригах коллегами, о чем не пишут в авторских статьях.
Острых жизненных коллизий за эти 15 лет работы в секретных структурах ВПК было немало. Они научили особой осторожности в использовании полученного секретного знания, а также критической оценки к обсуждению за бутылкой вина в дружеском кругу некоторых важных проблем наращивания потенциала ВПК СССР и научно-технической разведки КГБ и ГРУ.
Один пример. В начале 80-х годов были планы по броску военной группировки советских войска в Германии на страны Западной Европы вплоть до побережья Атлантического Океана. Срок этой возможной успешной военной операции нами оценивался в 5-7 дней. Однако автору приходилось каждый летний сезон работать по 2-3 недели в подшефных сельскохозяйственных организациях в Подмосковье и видеть отсталую сельскохозяйственную технику и примитивные социалистические формы организации производства с отсутствием личной экономической заинтересованности. Сельское частное фермерство в это время оценивалось властью СССР как «малоэффективное» и «чуждое социалистическому строю». В доверительных и откровенных беседах с засекреченными коллегами лучше было не поднимать вопроса о том, как после этой оккупации французских, немецких или испанских фермеров следовало бы «коллективизировать» и «огосударствить». В этот период моей секретной жизни все еще внимательно надзирал над развитием теории и практики построения «развитого социализма» в СССР легендарный М.А. Суслов, этот неприметный но чрезвычайно влиятельный «серый кардинал», М.А. Суслов (1902-1982 гг.). Он мог запросто предать анафеме и испортить карьеру каждому очередному руководителю КГБ СССР.
Сегодня к моим греховным мыслям в части лучшего будущего Западной Европы отнес бы такие: снижение накала межпартийной борьбы и резкий крен «вправо»; дистанцирование в экономической политике от интеграционных связей с США; защита коренного белого населения от разных цветных иммигрантов; масштабный «десант» во власть управленцев из военных кругов и спецслужб; изъятие до 30% пашни для превращения ее в заповедную «дикую природу», развитие взаимовыгодных интеграционных процессов между Западной Европой и Россией, прекращение дружественной ЕС и НАТО Украины в федеративную республику и др.
Прикосновение к внутренней политике всегда опасно. Во времена СССР опасной крамолой в этом секретном служебном кругу было бы сказать: «Кстати, вчера я слушал интересную передачу на радио «Голос Америки»! Было интервью с каким-то перебежчиком из КГБ!»
Но было и иное, весьма интересное и редкое для обычного ученого. Прежде всего, автор увидел рядом с собой весьма талантливых инженеров, увлеченно создающих новейшую военную и специальную (шпионскую) технику. Кто-то казался гением, пока не известным миру, но чье время еще не пришло.
Порой была моя личная диагностика явления «Национальная измена» и ее осторожная огласка в нашей прессе, хотя бы в «Независимом военном обозрении» (более 15 больших и малых статей). Речь идет о пользе «конструктивной политической критики».
С 2001 г., занимаясь уже плановой тематикой по подготовке присоединения России к ВТО в тесном контакте со специалистами-международниками Минэкономразвития России, автор обратил внимание на важность активизации для растущего российского бизнеса в гражданской сфере внешнеэкономической разведки, где головной структурой является СВР России. Здесь также сработали воспоминания об аналитической деятельности, весьма близкой к шпионским делам. Есть и что-то интересное, что не может быть опубликовано мной и в этой книге.
Хотя тематика внешней разведки России формально секретная, но после 1991 г. часть толковых разведчиков и секретоносителей покинула Россию. Далее они стали писать в иностранной прессе, как они работали и каковы новые задачи внешней разведки. Пожалуй, в 2000 годы в нашей стране наблюдался издательский всплеск по тематике деятельности спецслужб СССР и России, США и их союзников, прошлого германского Третьего Рейха. Часть такой литературы приводится в конце книги в «Перечне литературы».
Личная аналитика требовала поиска новых источников информации и её анализа для своей писательской работы. Здесь я почувствовал остроту ситуации и даже некоторые опасности на этом творческом пути. С другой стороны, такая активность и публичность привела к неожиданным знакомствам с некоторыми известными учеными и экспертами по проблемам оборонной политики, национальной безопасности, внешней разведки, конкурентоспособности России на мировых рынках. В их числе оказался такой крупный специалист КГБ СССР по контрразведке во внешней разведке и интеллектуал как С.В. Лекарев, а чуть позже обаятельный испанист О.М. Нечипоренко, высланный из Мексики за «попытку организации КГБ СССР государственного переворота в Мексике».
Некоторые из них, включая элиту ФСБ России, по поводу открытых публикаций автора говорили: «Вы понимаете секретные тенденции и умело о них пишите! Поднимаемые Вами проблемы не только порой секретны, но они и чрезвычайно сложны по нужным решениям! Пишите и далее!»
Другие говорили иначе, а кто-то предпочитал уклоняться от обсуждения сложных и не ясных специалистам проблем нашей российской инновационной или экономической практики.
Таким непростым, долгим и наукоемким путем «Ю.А. Бобылов» пришел к этой пространной книге, обобщив или дополнив несколько десятков своих оригинальных и часто мало известных российским управленцам и экономистам статей на «деликатные» темы.
Предлагаемая ниже «модернизационная идеология» спецопераций для инновационного развития России, в том числе и для изобретения «вечных женских колготок», о чем сказано эрудированным Е. Туником в эпиграфе к этой книге, – как бы дальнейшее развитие сложившегося российского авторитаризма с ручным управлением. Если же сказать чуть «мягче», то автором предлагается политико-экономическое развитие по современным моделям Китая. Такая «модернизация» не может ни быть конкурентной экономической борьбой и даже войной.
Очевидно, что не бывает больших и малых войн без тайных диверсий и иных специальных операций. Здесь следует понимать тенденции трансформации войны для будущего мира. Мартин ван Кревельд в своей книге «Трансформация войны»отметил: «По мере того как традиционные формы вооруженных конфликтов уходят в прошлое, появляются совершенно новые, которые готовы прийти им на смену. Уже сегодня военная мощь, развернутая основными индустриально развитыми обществами как Запада, так и Востока, едва ли адекватна стоящим перед ними задачам; иными словами, нынешняя оборона – это скорее иллюзия силы, чем реальное средство к решению проблем. Если эти общества не проявят готовности привести стратегическую теорию в соответствие с практикой нынешней стремительно меняющейся действительности, впредь они, вероятно, будут вообще неспособны прибегать к организованному применению силы, задействуя в этом массы» (Кревельд, Мартин ванн. Трансформация войны; пер. с англ., 2-е изд. // М.: ИРИСЭН, Социум, 2015, с. 17-18.).
Автор постарался определить смысл особой войны России по отношению к высокотехнологичному миру. Это крайне необходимая экономическая война для ускорения инновации и технологической модернизации России. Методы этой войны одновременно как защитные и наступательные, так открытые и тайные.
В научном плане, оценивая такой подход к управлению экономикой России или иной страны мира, есть о чем поспорить. Конечно, здесь самым уязвимым звеном в России являются квалифицированные кадры управленцев-государственников в высшем звене власти. Отсюда призыв автора к созданию особой системы отбора кадров с доступом к гостайне, их эффективная расстановка и своя система контроля по обеспечению национальной и экономической безопасности, особенно в инновационном плане.
О многом в российской ситуации говорит, например, бюджет 2016 г.
Общие расходы на государственное управление, оборону, безопасность, секретные статьи близок к половине бюджета – 39,7% , или 8,1% ВВП. Для сравнения: расходы на экономические программы составляют 16% от всех расходов бюджета, а на социальную политику, включающую в том числе и пенсии, запланировано чуть менее 27,6%. Затраты на оборонную науку чуть увеличились (+4), а на гражданскую сократились. Заметно снизились расходы на образование. Подобная бюджетная политика сильно контрастирует с тем, как формируются бюджеты в зарубежных странах — достигших и экономических, и социальных успехов. При сравнении, однако, надо учитывать наличие в России большого числа «стратегических» и «оборонных» предприятий.
Вот так выглядит структура ВВП стран мира и России по данным МВФ за 2015 г.: Китай – 16,63 %; США – 15,95 %; Индия – 6,81 %; Япония – 4,38 %; Германия –3,45 %; Россия – 3,29 %; Бразилия – 3,01 %; Индонезия – 2,47 %; Франция – 2,38 %; Великобритания – 2,36 %; Мексика – 1,98 %; Италия – 1,96 %; Республика Корея –1,64 %; Саудовская Аравия – 1,48 %; Канада – 1,47 %; остальные страны – 30,75 %. Понятно, что Россия является заметной большой страной в мире, все еще ищущей свой «русский путь» эффективного развития. Ищущей слишком долго, нерешительно, порой наивно и примитивно, теряя порой достигнутые в СССР мировые высоты (например, в науке).
Казалось бы, положение России относительно благополучное, нужное реформирование системы власти представляет собой не слишком сложную задачу. Но накопившееся в России отставание от ряда развитых стран с меньшими природными ресурсами в расходах на науку, образование и вообще инновации неизбежно подрывает потенциал страны в ближайшие 10-15 лет.
Рост российской военной мощи и мощи спецслужб может отчасти увеличивать экономический потенциал, что видно на примере присоединения Крыма к России.Понятно, что даже при данном населении страны в 140 млн. чел., России не хватает южных земель с нежарким субтропическим климатом.
Как показало исследование экономистов Массачусетского университета, проведенное в 2007 году, затраты на оборонную промышленность в качестве инвестиций в экономику менее эффективны, чем вложения в образование или в потребительский спрос. Так, 1 млрд. долл., потраченный на оборону, создает приблизительно 8,5 тыс. рабочих мест, тогда как те же деньги, выделенные на стимулирование потребления домохозяйств, создают 10,8 тыс. рабочих мест, а на образование – 17,7 тыс. рабочих мест.
Осуществлять в России новые большие внешнеполитические и стратегические промышленные проекты можно, только если опираешься на мощную экономику и более эффективный госаппарат. Имеющийся госаппарат же пока не ориентирован на расширение эффективных спецопераций для развития экономики и технологической модернизации.
С развитием в России малого инновационного предпринимательства все иначе, о чем подробнее ниже в самой книге.
В свое время франкистская Испания пережила период широких внешнеполитических амбиций, которые вылились в высокие военные бюджеты и завышенные расходы на репрессивный аппарат и бюрократию при бедности населения и экономической стагнации. Кстати, сам диктатор Франко был непримиримым противником масонов, написав свою объемную книгу по этой деликатной теме. Эта книга несколько лет назад издана в России по инициативе и с личным переводом известным политологом и международником-испанистом П.В. Тулаевым. Оживление же в экономике Испании началось только после реформы «корпоративно-патерналистской» социально-экономической модели и сокращения расходов на оборону и безопасность. Однако безопасность страны обеспечивается членством в НАТО и Евросоюзе.
Однопартийное авторитарное управление в Китае смогло обеспечить рывок в развитии, привлечение крупных иностранных инвестиций, повышение уровня жизни. Важно, что китайские студенты в последнее десятилетие заполонили сильнейшие технические университеты США, стран Евросоюза и России. Опять-таки Китай – комфортная южная страна, где хотя и есть проблемы с питьевой водой, но нет вечной мерзлоты (как в Сибири и на Дальнем Востоке).
Цитата из соответствующей статьи в газете «МК»: «Наш федеральный бюджет 2016 года – это типичный бюджет авторитарного забюрократизированного государства, умеющего работать только в ручном режиме без расстановки стратегических приоритетов и без учета экономических возможностей страны. Такой подход чреват провалом в конечном счёте внешней политики и внутренними потрясениями». См.: http://www.mk.ru/economics/2015/11/02/byudzhet-s-nechelovecheskim-licom.html.
Действительно, на этом пути есть большие угрозы для гражданской экономики. Для российского ВПК ситуация намного лучше.
Геополитическая и военная напряженность в мире заметно нарастает, отчасти из-за надвигающегося исчерпания ресурсов Земли уже к середине 21 века. По мнению автора, «цивилизационной необходимостью текущего века» стала необходимость последовательного сокращения мирового ВВП и мирового населения (до 2-3 млрд. чел.).Количество и качество тревожных прогнозов по этим глобальным проблемам заметно растет. Уже в скором будущем должны случиться крупномасштабные войны. Свой тайный закономерный рывок уже делают мировая биология и медицина, создавая новое геноцидное биологическое оружие. А новое вероятное вхождение Земли и ее Северного полушария в очередной «малый ледниковый период» с длительность почти на 100 лет? Одновременно идет вхождение в роковой астрономический цикл 26 лет – в «Эру Водолея».
Предлагаемая для чтения книга про «специальные операции» должна бы быть востребована интеллектуалами и властью России, включая и такой влиятельный «экономический штаб» Правительства РФ как НИУ «Высшая школа экономики». Долг автора подарить экземпляр изданной книги именно Научной библиотеке ВШЭ. Книга будет интересна некоторым зарубежным политикам и экономистам, также студентам-русистам университетов Западной Европы и США.
Почему автор поднимает деликатную шпионскую и иную для России проблематику?
Объемную монографию вполне можно рассматривать как инициативные защитные меры со стороны гражданского общества России и самого автора по противодействию реализации "Третьей оборонной инициативы: инвестиции и инновации", узаконенной США в 2014 г.
Подготовка новых кадров в университетах Минобнауки России, например, по специальности «Экономическая безопасность», предполагает изучение не только традиционных открытых экономических дисциплин и авторских книг такого специального содержания, но и ряда закрытых (служебного пользования и секретных). Здесь некоторые студенты вправе получить начальную форму допуска к государственной тайне РФ, который внутри страны дается ФСБ РФ, а для работы в других странах – Службой внешней разведки (СВР) РФ.
В этой книге нет призывов к смене сложившейся системы власти, например, путем«военного переворота», например, по образцу созданного в 1991 г. ГКЧП. Однако сменить действующую «экономическую модель» чрезмерного уклона в «сырьевую экономику» и кардинально обновить управленческую элиту в ближайшие годы придется. Свою перестроечную роль должно сыграть создание Государственного комитета по науке и технике Российской Федерации с рядом новых особых управленческих задач".

"Послесловие (с. 660-666).

Написанная книга может показаться даже опытному экономисту или политологу несколько «необычной». Ведь в обычных учебных курсах российских экономических университетов или факультетов отраслевой направленности пока мало и редко говорят российским студентам о внешней разведке, шпионаже, специальных операциях. Конечно, есть иные университеты (типа НЯУ «МИФИ» или «Московский университет МВД РФ»), где идет особая подготовка по специальности «Экономическая безопасность», «Информационная безопасность» и др.) и уделяется внимание неким специальным операциям.
Автор писал книгу специфической направленности как с учетом своего «общеэкономического образования», так большого опыта практической исследовательской работы по военно-промышленной, внешнеторговой и инновационной политике (деятельности). В последнем случае пришлось ознакомиться с большим числом оригинальных монографии и статей, учебных пособий, материалов научных конференций и узнать новое и интересное, включая лучший зарубежный опыт. В их числе, конечно, упомянутая выше книга А.Г. Шаваева и С.В. Лекарева из нашей внешней разведки.
Накануне работы над текстом монографии оказалось возможным принять участие 26 мая 2015 г. в Конференции «От международной к глобальной конференции в цифровую эпоху» в МГИМО-Университете МИД РФ (Москва, пр. Вернадского, д. 76). Основным докладчиком был специальный представитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасностиКрутских А.В. (МИД РФ). Большой интерес вызвали выступления: Смирнов А.И. (Национальный институт исследований глобальной безопасности) – «Мега-тренды цифровой эпохи»; Куроедов Б.В. (Институт экономических стратегий) – «Геополитические вызовы XXI века»; Бирюков А.В. (Российский новый университет) – «Влияние НТП на международные отношения»; Зиновьева Е.С. (МГИМО-Университет) – «Вызовы и риски глобального информационного общества; Кохтюлина И.Н. (Национальный институт исследований глобальной безопасности»; Григорьев В.Р. (МИРЭА)) – «Сетевая основа глобального доминирования XXI века»; Ларина Е.С. (член Изборского клуба) – «Цифровая среда и поведенческие войны: новые возможности, риски, угрозы для национальных государств и международного сообщества»; Роговский Е.А. (Институт США и Канады) – «Глобальные амбиции США в цифровую эпоху» и др.
Несколько глав в конце данной монографии носят научный и исторический характер, в частности, касаясь секретных работ под руководством сильного управленца из НКВДЛ.П. Берия по созданию первой атомной бомбы и далее атомной промышленности СССР.
В истории страны тайные специальные операции для развития науки, промышленности и экономики имели важное значение. Это касалось, например, и участия нашей страны в деятельности мирового алмазного рынка и корпорации «Де Бирс» (Горяинов С.А. Криптоэкономика мирового алмазного рынка – De Conspiratione / О Заговоре. Сборник монографий. А.И. Фурсов (сост.) // М.: Товарищество научных изданий КМК, 2013, 522 с.). Этот коммерческий опыт со стороны НКВД и КГБ нуждается изучении и осмыслении для решения многих сложных новых задач.
Для России после 1917 г. возникла редкая для мировой истории ситуация выживания во враждебном окружении с известным положительным вкладом спецслужб и особенного НКВД. К сожалению, такая ситуация вновь ощущается в последние годы. Опять некий «внешний враг» прилагает все усилия, чтобы погубить Россию. И вот снова возникла экономическая опасность абсолютизации роли военно-промышленных разработок как «тяговой» силы научно-технического прогресса.
Здесь автор вынужден начать критику такого недальновидного управления ходом научно-технического прогресса. Примитивность деятельности ВПК в том, что он мало ориентируется на коммерческий рынок, при этом вводя в соблазн военных и спецслужб «все решить силой либо тайно».
Есть и еще другая внутренняя угроза. В России во внутриполитическом аспекте вновь окрепли опасные для власти «оппозиционеры» и «коррупционеры», готовые в силу сильной личностной мотивации взяться за оружие, стать «бомбистами» или умело вести «компроматные войны».
Здесь вспоминаются книги террориста Б. В. Савинкова, прямо скажем крупного политического деятеля, за которым постоянно охотилась агентура политической полиции царской России (Примечание. Несколько лет назад автор присутствовал в одном из московских гуманитарных вузов на трехчасовой научной конференции, посвященной жизни и деятельности Бориса Викторовича Савинкова, лидера партии эсеров, руководителя ей Боевой организации, участника «Белого движения»).
После 1991 г. Россия сильно обеднела из-за огромного вывоза тайно и преступно похищенного нашего российского капитала (оценки – до 1 трлн. долл.).
Пожалуй, Россия ныне находится в сложном международном и внутриполитическом положении. Крупный кризис имеется в сфере науки, новой техники и технологий, высшей образовании и инноваций. Эти проблемы в разных политических и хозяйственных кругах осознаны по-своему и ныне предлагаются часто прямо противоположные оперативные решения и стратегии на ближайшие 10-15 лет.
Экономические войны – это составная часть традиционных силовых войн, где в боях используются свои «разрушительные технологии»: теоретические концепции (вспомним основы приватизации государственной собственности и др.), новаторские реформы, децентрализация управления, система профессионального образования, особые регулирующие механизмы и др., в итоге использования которых происходит деградация технологической базы и неспособность производить качественные конкурентоспособные товары и услуги. В военной литературе под войной подразумевается вооруженный конфликт между странами, вызванный борьбой за доминирование в каком-либо регионе или секторе экономики и связанный с существенными материальными и человеческими потерями у противника. В войне не уместны запретительные или ограничительные международные нормы, и допускается применение любых видов военной техники, в том числе массового поражения. Это верно также в части методов ведения экономических войн
В части России с ее чрезмерной сырьевой экономикой все это – войны неоколониализма.
По объективным и субъективным причинам страны мира развиваются неравномерно. Лучше ситуация с технологическими инновациями и промышленным развитием там, где успешно борются к коррупцией на разных этажах власти и более чутки к нуждам ученых, изобретателей, инноваторов.
В условиях кризиса «экономической модели» для управленческой практики России пришло время поиска новых нетрадиционных решений. Часть из них имеют аналоги нужных решений, проверенным опытом успешного развития ведущих стран мира. Сюда уже входит современный Китай. Но другая часть – решения «военно-экономического» характера в условиях развернувшейся экономической войны США против России. Их заметная часть – это методы эффективной информационной войны.
В теоретическом плане проблема «экономической войны» не разработана как в системе РАН, так и прикладной отраслевой науки. Возможные методы обеспечения экономической безопасности в России нуждаются в специальном анализе, отчасти уже освоенными спецслужбами мира. Но сфера успешного, агрессивного и наукоемкого бизнеса специфична и реализуется собственными методами экономики и организации управления.
По мнению автора, экономическую войну надо понимать более объемно, как «государственную экономическую войну» с участием всех федеральных министерств и ведомства под руководством Правительства РФ, но с организованным участием российского крупного и среднего бизнеса. Это – уже новая постановка проблемы, требующая своей «экономической теории» и «организации управления».
Применительно к эффективным экономическим и торговым войнам для России также требуется развитие соответствующих специфических функций, организационных структур управления, ресурсов. Это процесс назревшего развития «двойных технологий» в гражданской сфере, который затрагивает как федеральные министерства экономического блока (особенно Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и др.), так и ведущие компании крупного и среднего российского бизнеса. Однако здесь маловероятны требуемые скорые сдвиги без инициатив высшего политического руководства страны, Совета безопасности РФ, ФСБ, СВР, ФСО, ГРУ и др.
Сам внешний мир постоянно в состоянии малых и больших войн. Потому часть российских инноваций должна носить военно-промышленных характер. Процитирую свой тезис: "...Новым для современной военной мысли является начавшаяся смена парадигмы современной войны. При этом в условиях идущего исчерпания ресурсов
Земли и особенно её недр важнейшей целью становится завоевание новых жизненных пространств (стран, регионов и даже континентов) и масштабное применение новых видов оружия массового уничтожения. В этом отношении как бы повторяется эпоха колонизации 16–18 веков. Также стало осознанным, что военно-ориентированная наука достигает вершины своего развития, когда именно наука о жизни становится наукой о смерти и, соответственно, важнейшим средством войны. Соответственно меняется и конфигурация современного ВПК, отчасти повторяя вехи создания первой атомной бомбы» (Бобылов Ю.А. Накануне глобальной мировой биологической войны // Журнал «Качественная клиническая практика», 2012, № 1, с. 57 – см.: ClinVest.ru›part.php?pid=250).
Российские политологи любят говорить и писать на темы ГЕОПОЛИТИКИ, стараясь при этом не затрагивать опасные темы расовой и этнической БИОПОЛИТИКИ. Между тем роль последней в международных отношениях, а также скорых крупномасштабных войнах, лишь усиливается.
В условиях экономического кризиса в мире и в России, карательных санкций США и их влиятельных союзников и нарастающей технологической отсталости промышленности нашей страны, в том числе нефтегазовой и оборонной, встает проблема реализацииотдельных стратегически важных промышленных проектов. Однако на какой организационной основе их можно реализовать?
Здесь не поможет «всемогущий рынок» и «либеральная экономическая мысль». Промышленное развитие России тормозится нехваткой внутренних и внешних инвестиций. Однако стране явно не хватает высококвалифицированных ученых, инженеров, управленцев со знанием особых управленческих технологий для конкурентоспособной экономической деятельности, включая умение привлекать иностранные инвестиции или мобилизовывать внутренние резервы.
По мнению автора для достижения этой цели необходимы некие новые «Специальные промышленные проекты» (СПП) с опорой на организационный потенциал Администрации Президента РФ и его Совета безопасности, а также всех спецслужб страны. Как следует понимать такие СПП? Здесь стоит по новому оценить те организационные решения крайне секретного мобилизационного плана, которые привели к созданию первой в СССР атомной бомбы и целостной атомной промышленности.
Кажется, нашей Москве и стране очень нужны особые умные специалисты, хорошо знающие сложную историю России и верящие в ее светлое Будущее. Современный мир управляем не только жесткой «плеткой или дубинкой», вызывающей у людей сначала боль, потом страх и позже месть. Этот мир еще управляем «сладким пряником», красивыми и удобными вещами для дома или фирмы. В этой связи наша власть должна перестроиться на иную политику, методы управления и отбор грамотных и смелых кадров.
Так, я был бы крайне рад вновь увидеть прекрасную европейскую Германию в числесамых лучших союзников и политических друзей России. И для достижения этого возможно нужны свои спецоперации?!
По мнению автора, для российских управленцев и экономистов федеральных министерств и ведомств пришло время срочного освоения как защитных приемов и мер, так и ведения наступательных военных торгово-промышленных операций. До сих пор экономисты научных организаций РАН и Минэкономразвития РФ недооценивали тематику много-образных экономических войн. Федеральные министерства и ведомства чаще относили эти проблемы к закрытой «спецтематике». В свою очередь ученые и преподаватели военных учебных заведений ориентировались лишь на изучение экономики и финансов применительно в деятельности структур Минобороны РФ иряда смежных силовых министерств и ведомств.
Негативное тайное воздействие извне на управление и экономику России очевидно. В своей подрывной экономической работе спецслужбы в мире опираются на сложившиеся секретные методы и средства внешней разведки, контрразведки и ведения тайных секретных работ, включая специальные информационные операции. Так, особенностью их секретной оперативной работы является формирование и действие агентурных сетей, часть из которых в Россию действуют через «фонды», «общественные организации», редакции СМИ и др. Также многочисленные агентурные персоныуспешно действуют в структурах российской власти и её экономическом блоке. Но где и при каких условиях целесообразно запрещать опытным иностранцам занимать руководящие посты на предприятиях и в организациях России, имеющих стратегическое значение. В 30-е годы в СССР такие кадры, ведь, создали сильную тяжелую и оборонную промышленность.
Сегодня актуально поставить вопросы о том, что такое современная экономическая война развитых стран мира между собой и развивающимися странами, каковы принципы и инструменты такой войны, какие нужны специализированные управленческие штабы и подчиненные особые вооруженные силы и др.? Россия не только отстает в теории и практике организации современной экономики, но и регулярно проигрывает малые и большие экономические войны как на уровне государства (Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития и др.), так и на уровне своих крупных и средних корпораций.
На ближайшие годы новый внутриполитический «военный фронт» для России – ускоренное инновационное развитие, уточнение приоритетов развития исследований и разработок, повышение потенциала ряда секторов гражданской промышленности, сбалансированное развитие военного и гражданского производства.
В сущности, все это и составило общее содержание монографии".

Приведенные выше "Введение" и "Послесловие"  говорят о тональности монографии, остроте исследованных автором проблем и новизне предложенных решений. Здесь что-то потребует работы в "белых перчатках", а что-то - в одноразовых "черных перчатках".
В целом моя свежая книга ждет своего особого любознательного читателя.

Здесь автор напоминает нашим читателям Блога Ю.А. Бобылова, что после издания книги по одному экземпляру оперативно получили научные библиотеки Академий ФСБ и СВР.

По моему мнению, изданная в Германии монография содержит ряд новых важных тезисов для российской экономической теории. Важно, что в эту теории вводится термин «Специальные операции».